Если вы настроены создать интернет-магазин, значит, уже выбрали движок для интернет-магазина, оценили качество и удобство конкретного скрипта для решения ваших задач.
Тем не менее, выбор движка интернет-магазина относится к техническим вопросам. Если у владельца или создателя магазина для онлайн торговли не хватает знаний в этой области, он нанимает профессионалов, способных создать интернет-магазин под ключ.
Собственнику лучше заняться правильным оформлением интернет-магазина с юридической точки зрения на первоначальном этапе его создания.
В этой статье мы постарались ответить на основные вопросы, которые возникают при юридическом оформлении деятельности интернет-магазина.
Текст является своеобразным чек-листом для человека, который серьезно подходит к освоению дистанционной торговли через интернет.
Выбор правовой формы при создании интернет-магазина
Есть две основных правовых формы, которые используются при дистанционной торговле через интернет.
Зарегистрируйте ИП (станьте индивидуальным предпринимателем) или откройте ООО – общество с ограниченной ответственностью.
В чем разница между ИП и ООО?
Если вы зарегистрировались, как индивидуальный предприниматель (ИП), то работаете, как интернет-магазин без юридического лица. Пугаться этого не стоит, так как в Гражданском Кодексе РФ написано, что к деятельности ИП применяются те же правила, которыми регулируется деятельность юридических лиц.
Работать ИП все-таки проще, чем юридическому лицу. Среди очевидных преимуществ – возможность выбрать наиболее удобную форму налогообложения. В том числе и УСН (упрощенную систему налогообложения), когда можно платить либо 6% с оборота, либо 15% с прибыли (доходы минус расходы).
Раньше потенциальные контрагенты косо смотрели на индивидуальных предпринимателей, так как не понимали, как с ними взаимодействовать. Сегодня ситуация поменялась. Никого не смущает правовая форма ИП, если так оформлен интернет-магазин. Покупатели хотят получить качественный товар вовремя. Контрагенты тоже научились работать с ИП.
Правда, с поставщиками возможны некоторые проблемы. Главная – отсутствие у индивидуального предпринимателя обязанности платить НДС, когда он выбирает УСН.
Это не означает, что вы не найдете поставщиков для магазина. Это означает, что часть поставщиков не захочет работать с вами, потому что им придется платить НДС и нести дополнительные расходы.
Индивидуальный предприниматель также не обязан иметь печать. Он может работать без открытия счета в банке (соблюдая законодательство), а полученную прибыль использовать по собственному усмотрению. Общество с ограниченной ответственностью, напротив, выплачивает полученные доходы в качестве дивидендов не чаще раза в квартал.
Штрафы за вольные или невольные нарушения в деятельности индивидуального предпринимателя также на порядок меньше, чем штрафы для юридических лиц.
Неочевидные минусы правовой формы ИП и преимущества ООО
По закону индивидуальный предприниматель (ИП) отвечает по обязательствам всем своим имуществом. Если вдруг что-то пойдет не так, взыскание может быть обращено на квартиру, автомобиль и другое имущество, которое у вас есть.
При долгах, сделанных ООО, взыскание обращается только на уставной капитал, указанный при регистрации этой правовой формы.
Стоит ли вообще регистрировать интернет-магазин?
Отсутствие регистрации и нежелание информировать налоговую службу о том, что вы занимаетесь бизнесом в интернете, является прямым нарушением закона. Последствия – штрафы и наказания. Юридическое оформление интернет магазина – обязательный шаг, избегать которого крайне нежелательно.
Требования к юридическому оформлению интернет-магазина
Когда вы начнете заниматься юридическим оформлением интернет-магазина, выбрав для него правовую форму, вам понадобится заполнить коды ОКВЭД, которые будут регулировать деятельность будущего предприятия.
Основным кодом для дистанционной торговли будет:
52.61.2 – Розничная торговля, осуществляемая непосредственно при помощи телевидения, радио, телефона, сети Интернет.
Возможно, через какое-то время вам захочется расширить сферу деятельности. Об этом также лучше позаботиться еще на этапе подачи заявления в налоговые органы о регистрации ИП или ООО.
Дополнительные коды, которые можно указать:
- 52.6 – Розничная торговля вне магазинов;
- 52.61 – Розничная торговля по заказам;
- 52.61.1 – Розничная почтовая (посылочная) торговля. Актуально, когда товары высылаются покупателю почтой по рекламным объявлениям, образцам или каталогам;
- 52.63 – Розничная торговля вне магазинов. Код включает розничную торговлю через курьера или торговые автоматы;
- 72.6 – Прочая деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий;
- 74.4 – Рекламная деятельность.
В зависимости от специфики интернет-магазина можно использовать дополнительные коды, например:
- 50.30.1 Оптовая торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями.
И так далее.
Выбирайте необходимые коды в зависимости от конкретных обстоятельств.
Как и чем регламентируется деятельность интернет-магазинов
При юридическом оформлении интернет-магазина вам не придется осваивать терра инкогнита, так как весь процесс прозрачен и регламентирован.
Деятельность интернет-магазинов в Российской Федерации регулируется:
- Гражданским кодексом;
- Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом»;
- Законом «О защите прав потребителей»;
- Законом о рекламе № 38-ФЗ в редакции 2016 года.
В рамках статьи не представляется возможным рассмотреть детально каждый из документов, но стоит обратить внимание на некоторые нюансы.
Владелец интернет-магазина в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» обязан правильно оформить на сайте страницы об условиях оплаты, доставке и возврата некачественного товара.
Часто владельцы интернет-ресурсов, которые занимаются дистанционной торговлей, просто отсылают пользователя к соответствующим правовым актам. Это допустимо, но не совсем правильно. Лучше будет, если на соответствующих страницах будут доступным для пользователя языком описаны алгоритмы его действий в той или иной ситуации, а ссылки на соответствующие законы будут даны дополнительно.
Интернет-магазин также занимается обработкой персональных данных своих покупателей. Это тоже стоит иметь в виду, создав соответствующую страницу (часто ее называют «Условия конфиденциальности»), где будет указано, как и каким образом обрабатываются данные пользователя, где они хранятся и что делается для защиты таких данных от доступа третьих лиц.
Владельцу магазина необходимо следить за актуальностью Закона о рекламе. Сегодня, например, некоторые товары вообще нельзя продавать через Интернет, например, лекарства или спиртные напитки. Но ситуация может измениться, так что лучше узнать об изменениях в числе первых.
Основные выводы
Юридическое оформление интернет-магазина – важный этап, который нельзя пропустить. Чем раньше вы его пройдете, тем лучше.
Деятельность интернет-магазинов регламентируется документами, ссылки на которые приведены чуть выше.
Наиболее предпочтительная правовая форма для оформления интернет-магазина – это ИП, хотя вы с таким же успехом можете открыть ООО.
Если статья была полезной, поделитесь ею с друзьями в социальных сетях или на форумах!
Высказывайте пожелания, если материал необходимо расширить или дополнить!