Насколько изменятся условия существования интернет-магазинов и других торговых точек, которые применяют ККТ с вступлением в окончательную силу изменения 54-ФЗ? В этой статье мы постарались в максимально доступной форме описать алгоритм действий для каждого предпринимателя или юридического лица из обозначенной категории, чтобы без потерь пройти две контрольные даты: 1 февраля и 1 июля 2017 года.
Что было
- Любая торговая точка, которая применяла ККТ была обязана выдавать покупателю бумажный чек, а вся отчетность по транзакциям тоже была «бумажной». Информация о движении денежных средств отображалась на ЭКЛЗ (электронной кассовой ленте защищенной);
- Вся деятельность торговых организаций, применяющих ККТ, регламентировалась 54-ФЗ, 470 ПП, 39 ПП и так далее;
- Существовал реестр моделей ККТ;
- ККТ могли не применять предприятия, работающие по ЕНВД, предоставляющие клиентам услуги населению (парикмахерские, салоны красоты и т.д.), а также ведущие специфическую деятельность или находящиеся в удаленных и труднодоступных местах.
Что будет в связи с изменениями 54-ФЗ
С 1 февраля 2017 года не будут регистрироваться старые кассы, но работать с ними можно будет до 1 июля 2017 года.
Изменится порядок регистрации ККТ. При возможности «бумажного» варианта регистрации станет возможна регистрация ККТ через личный кабинет на сайте nalog.ru без посещения налогового органа.
После 1 июля 2017 года можно будет применять только ККТ с электронной передачей информации о расчетах в налоговые органы через оператора фискальных данных (ОФД).
Изменится порядок формирования кассового чека (бланка строгой отчетности).
В настоящее время касса должна отправлять чек на электронную почту покупателя, если у нее есть такая техническая возможность. Второе, касса должна обеспечить передачу чека покупателю на абонентский номер. Такую информацию клиент должен предоставить еще до момента расчета. Если информация не предоставлена, ККМ не обязана передавать чек на абонентский номер или электронную почту пользователя. Каким образом покупатель будет сообщать свои контакты «до момента расчета» и обязан ли он это делать, в настоящее время не уточняется.
Любой чек будет храниться минимум 5 лет в электронном виде
Произошли также изменения в терминах.
Теперь можно говорить о «ККТ с передачей данных» - это большинство устройств, которые будут отправлять информацию через интернет и о «ККТ без передачи данных». Такие устройства будут работать в удаленных от узлов связи местностях. При этом список таких местностей должен быть официально утвержден соответствующими органами власти.
ОФД (оператор фискальных данных) – специально уполномоченная организация, которая будет аккумулировать переданную через интернет информацию о расчетах, а потом направлять ее в налоговую инспекцию. ОФД сможет работать только при наличии лицензии ФСБ на работу с шифровальными средствами.
Магазину (интернет-магазину) для работы с ОФД потребуется договор с таким оператором, интернет и ККТ с фискальным накопителем и подключением к интернету.
Что следует сделать всем, кого касаются изменения 54-ФЗ
В новых реалиях вам потребуется купить новую кассу или модернизировать старую, приведя ее в соответствие с новыми требованиями 54-ФЗ. Следует также не забыть снять с учета старую кассу.
Как было сказано чуть выше, в соответствии с требованиями 54-ФЗ касса должна «уметь»:
- передавать данные ОФД через интернет;
- работать с фискальным накопителем, который размещен внутри ее корпуса;
- печатать ссылки и QR-коды.
Большинство современной ККТ модернизировать сравнительно несложно и не дорого. При этом некоторые модели кассовых аппаратов проще заменить на новые. Как известно, кассу рекомендуется обновлять раз в 7 лет, а потому, если такой срок приближается, то у вас появляется отличный повод обновить ККТ.
После выбора (замены, обновления, приобретения) кассы нужно выбрать ОФД для заключения договора. Список аккредитованных ОФД в скором времени появится на сайте ФНС (nalog.ru).
Следующий этап – регистрация ККТ в налоговой инспекции. Сейчас зарегистрировать ККТ можно как классическим способом, так и дистанционным, передав все данные об аппарате через личный кабинет на сайте налоговой службы. Во втором случае заявителю необходимо иметь квалифицированную электронную подпись (можно получить в удостоверяющем центре).
ФНС должна провести проверку серийных номеров фискального накопителя и ККТ в соответствии с реестрами. Если они в них присутствуют, ККТ будет присвоен регистрационный номер.
Затем пользователю нужно будет выполнить регистрацию кассу с вводом регистрационного номера в ФН. Фискальный накопитель отправит в налоговую службу отчет о регистрации. Как только этот отчет будет зарегистрирован в ФНС, в личном кабинете налогоплательщика появится карточка регистрации ККТ.
После завершения всех этих процедур можно приступать к торговле в соответствии с правилами 54-ФЗ.
Выводы:
У интернет-магазинов и обычных магазинов впереди есть еще 7 месяцев, за которые нужно подготовиться ко всем обозначенным изменениям.
Сегодня пока неизвестно, что будет с интернет-экварингом в общем, но все ждут решений от крупных игроков рынка (Яндекс.Касса и т.д.). Основная масса разработчиков ПО и платформ для интернет-магазинов уверены в том, что к 1 июля 2017 года (а с высокой степенью вероятности даже ранее) на рынке появятся комплексные решения, в которых будут полностью учтены требования изменившегося 54-ФЗ.